Экономика 

От жадности к экстремальному страху: как на рынок криптовалют пришла зима — Financial Times

С февраля 2022 года россияне возлагают особые надежды на криптовалюты. разбирались в том, что движет этим рынком

Фото: Unsplash.com

В ноябре прошлого года биткоин достиг нового исторического максимума — $68 тысяч за монету, а эфириум (эфир) взлетел до $4,8 тысяч. Однако в 2022 году ралли не суждено было продлиться. К осени 2022 года самая капитализированная в мире криптовалюта подешевела в три раза к ноябрьским пикам, а эфир — в четыре раза. Самые капитализированные альткоины и мемные монеты за этот период просели в цене от 2 до 8 раз. Нынешний обвал уже стал одним из самых крупных за всю историю торгов. разбирались в фундаментальных причинах этой «криптозимы» и собрали прогнозы.

Что происходит сейчас?

Осенью 2022 года криптовалютный рынок продолжает лихорадить. На 12 сентября биткоин вновь торгуется дороже $22 тысяч, эфир — $1700. Но еще неделю назад криптовалюты нащупывали очередное дно. Например, 7 сентября биткоин опускался ниже $18 тысяч, эфир — до $1,5 тысячи. Их траекторию повторили и самые капитализированные альткоины. Ripple (XPR) в тот день провалился до $0,32, Cardano (ADA) — до $0,45, Solana (SOL) — до $34,64. А аналитики отмечали, что капитализация рынка опустилась ниже психологической отметки в $1 трлн. Сейчас она вернулась на уровень чуть выше $1 трлн.

Почему дешевеют криптовалюты?

Исторически динамика криптовалютного рынка часто находилась вне контекста традиционной экономики. Текущий кризис наоборот продемонстрировал его включенность в глобальные процессы. Весной 2020 года, когда ВОЗ провозгласила пандемию COVID-19, на тревожные новости фондовый и криптовалютный рынки среагировали одинаково – падением. Однако этот процесс остановила ФРС, запустившая программу количественного смягчения. По ней регулятор стал скупать активы в практически неограниченном объеме и понизил базовую ставку до рекордных 0-0,25%. По задумке ФРС это должно было стимулировать экономику, страдавшую от пандемии. Именно в этот момент корреляция двух рынков усилилась, а графики криптовалют и фондовых индексов стали почти повторять друг друга, пишут в корпоративном блоге аналитики Coinbase.

Снижение ставки и скупка активов дали банкам доступ к дешевым деньгам и позволили им опустить стоимость заемных средств для клиентов. Примеру ФРС последовали и регуляторы крупнейших экономик мира. Например, в пандемию Европейский центральный банк (ЕЦБ) сохранял ставку неизменной на уровне -0,5-0% и также объявил программу экстренной помощи экономики и скупку активов.

Переизбыток доступных денег, поступивших в экономику, перетек на фондовый рынок и в альтернативные инвестиции. В конце 2021 года исторические максимумы обновили не только биткоин, эфир и многие альткоины, но и индексы S&P 500 — выше 4700 пунктов, Nasdaq Composite — выше 16 000 пунктов, Dow Jones Industrial Average — выше 36 000 пунктов.

Побочным эффектом мягкой кредитно-денежной политики центробанков стала высокая инфляция: в США за 2021 год она выросла с 1,4% до 7% в годовом исчислении, в ЕС — с 1,2% до 5%. В рекордном для криптовалютного и фондового рынка ноябре 2021 года на фоне разгоняющейся инфляции ФРС объявила о сворачивании скупки активов и грядущем повышении ставок, затем о том же сообщил ЕЦБ. Снизить инфляцию это не помогло. Сейчас ставка ФРС уже 2,25-2,5%, а годовая инфляция в США в июле (последние опубликованные данные) разогналась до 8,5%. Ставка ЕЦБ — 0,75-1,5% при годовой инфляции в августе 9,1%.

Источник: Coinbase.com

Инфляция, сокращение стимулов и геополитика сделали инвесторов более консервативными. Опрос крупных инвесторов с совокупным капиталом $722 млрд, который провел Bank of America (BofA), показал максимальные с начала пандемии ожидания рецессии. В опроснике BofA 58% управляющих инвестфондов признали, что стали «по-медвежьи» смотреть на европейские акции и сократили свои вложения в рискованные активы фондового рынка до минимумов 2008 года, когда рухнул банк Lehman Brothers, став катализатором мирового финансового кризиса.

Консерватизм и осторожность доминируют и на криптовалютном рынке. Индекс жадности и страха криптовалют, один из главных индикаторов состояния криптовалютного рынка, с начала 2022 года лишь трижды достигал уровня «жадности», в основном пребывая в значениях «страха» и «экстремального страха».

Что помогло обвалу?

Обвалу криптовалют помогли и внутренние события рынка. Одним из катализаторов стал крах стейблкоина Terra (UST), который до краха входил в десятку крупнейших криптовалют, и его поддерживающего токена Luna. Кейс UST поставил под сомнение защищенность необеспеченного алгоритмического способа сохранения паритета к доллару. Изначально инвесторы скупали Terra через платформу Anchor, которая обещала за это солидное вознаграждение — 20% годовых от суммы транзакции. Затем вознаграждение уменьшили, и держатели стали выходить из актива. Также против монеты сыграли крупные инвесторы, устроившие массовую «медвежью» распродажу. Представители проекта Terraform Labs сообщали, что Terra разово продали на сумму $300 млн, и называли это спланированной атакой. UST несколько раз терял привязку к доллару, пока окончательно не обвалился до $0,1. Сейчас компания перезапустила Terra 2.0 и выпустила новые монеты.

Еще один удар рынку нанес популярный криптобанк Celsius, который весной внезапно приостановил вывод средств клиентов, объяснив это «экстремальными рыночными условиями». Принимая криптоденьги клиентов под высокие ставки, компания столкнулась с проблемой ликвидности. Клиенты стали обвинять Celsius в невыплате причитающихся им средств. А американский регулятор заявил, что Celsius умышленно скрывала свои проблемы, привлекая новых клиентов. Представители Celsius с этим обвинением не согласились.

Сколько потеряли инвесторы?

Оценить глобальные потери институционалов, бизнеса и розничных инвесторов от обвала на криптовалютном рынке невозможно. Во-первых, у профучастников и аналитиков рынка нет консенсуса, сколько всего существует монет и какой объем средств заведен в них.  Так, по данным ресурса CoinMarketCap, в мире создано 20 943 криптовалют, капитализация рынка на 12 сентября достигла $1,068 млрд. CoinGecko оценивает капитализацию рынка на ту же дату в $1,114 трлн, при этом отслеживая всего 12 912 монеты.

Исторические данные обоих сайтов демонстрируют одинаковый тренд: за год рыночная капитализация криптовалют упала более чем в два раза. По данным CoinMarketCap, на 12 сентября 2021 года она оценивалась в $2,118 трлн. По данным CoinGecko на ту же дату — в $2,114 трлн.

Отдельные сегменты рынка в этот период могли сократиться еще больше. Например, рынок децентрализованных финансов, который пытается стать альтернативой традиционному банковскому сектору, по оценкам CoinGecko, за год сжался в три раза — до $44 млрд

О потерях бизнеса, занимавшегося криптоинвестициями, можно судить по публичной отчетности компаний. Например, в начале прошлого года производитель электрокаров Tesla купил биткоины на сумму $1,5 млрд. На растущем рынке компания сделала ставку на «долгосрочный потенциал» цифровой валюты. В финансовых результатах за второй квартал 2022 года Tesla признала: ей пришлось конвертировать 75% купленных биткоинов в фиат. Из отчетности следует, что компания смогла вывести из криптовалюты всего $936 млн, то есть инвестиция стала убыточной. Продажу криптоактивов Tesla объяснила временной необходимостью максимизировать свою денежную позицию из-за новых ковидных ограничений в Китае. «Это не стоит воспринимать как приговор биткоину», — уверял гендиректор компании Илон Маск.

Еще один пример — инвестиции компании-криптоэнтузиаста MicroStrategy. Американский поставщик решений для бизнес-аналитики сейчас является самым крупным держателем биткоина среди публичных компаний. MicroStrategy владеет почти 129,7 тысячами монет, чья совокупная стоимость во втором квартале оценивалась в $4 млрд. На первый квартал их монеты стоили $6 млрд, причем в первом полугодии MicroStrategy даже докупала дешевеющий биткоин на заемные средства и оказалась на грани маржин-колла.

Есть потери и у институционалов. По мнению основателя Galaxy Digital и криптомиллионера Майка Новограца, из 1900 хедж-фондов, инвестирующих в криптовалюты, эту «криптозиму» не переживут две трети. Один из таких —  хедж-фонд Three Arrows Capital, под управлением которого находились активы на $10 млрд. Фонд рассчитывал на возврат «бычьего» тренда на рынке криптовалюты и торговал с плечом. Не справившись с маржин-коллом, он объявил себя банкротом. Сейчас кредиторы фонда требуют вернуть им $2,8 млрд. Тем, кто переживет «криптозиму», придется столкнуться с оттоками и провести ребалансировку активов, пессимистичен Новограц.

Торговля с плечом приносит убытки и трейдерам: в отдельные дни весны и лета криптобиржи ликвидировали их маржинальные позиции на суммы свыше $1 трлн. Последняя масштабная ликвидация произошла 19 августа, когда на фоне снижения биткоина почти до $21 тысячи, были трейдеры за сутки потеряли свыше $600 млн, отследил сервис Coinglass.

От «криптозимы» пострадали даже криптовалютные биржи: крупнейшие торговые площадки Gemini, Coinbase, Coinsquare провели сокращения персонала.

Оценить убытки розничных инвесторов не берется никто. СМИ рассказывают лишь об отдельных кейсах. Например, собеседник Fortune американец Эрик Салливан потерял все свои сбережения — $20 тысяч — на обвале биткоина, эфира и XPR, а Брайан Юнг — $30 тысяч на крахе Celsius и прошел процедуру банкротства. Истории о потерях британцев рассказывает, например, The Guardian.

Что будет дальше?

Аналитики и экономисты, говоря о криптовалюте, традиционно дают более эмоциональный прогноз, чем для фондового рынка, исходя, прежде всего, из своей фундаментальной принадлежности к числу криптоскептиков или криптоэнтузиастов. Первые всегда ждут краха биткоина, вторые прочат ему новый рекорд.

Например, криптоскептик Уоррен Баффет, считающий криптовалюту «крысиным ядом в квадрате», в мае заявил, что биткоин стремится к $25, а основатель компании Heisengerg Capital Макс Кайзер делает прогноз о $220 тысячах за биткоин.

Если предположить, что динамика криптовалютного рынка и дальше будет коррелировать с фондовым, то для последнего аналитики пока не делают оптимистичных прогнозов. Morgan Stanley ожидают, что S&P 500 упадет до 3400 пунктов к концу года в базовом сценарии, который не предполагает рецессии в США. Если она все же наступит, то индекс опустится до 3000 пунктов. Главный стратег по акциям Goldman Sachs Питер Опенхаймер заявил, что ожидания «быков» до конца года не оправдаются: фондовые рынки рухнули, но они должны упасть еще больше, чтобы отыграть глобальные риски снижения экономического роста в США, Китае и Европе.

Впрочем, аналитики Deutsche Bank, летом были уверены, что к концу года биткоин может достичь $28 тысяч как раз вследствие восстановления экономик развитых стран и фондового рынка.

Почему динамика криптовалютного рынка важна для россиян?

Несмотря на обвал, интерес россиян, которые являются одними из самых активных держателей криптовалюты, к этому рынку у розничных инвесторов только вырос. На фоне валютных ограничений граждане стали рассматривать ее не только как альтернативные инвестиции, но и для вывода средств за рубеж и их обналичивания. В апреле премьер Михаил Мишустин оценивал, что россияне держат в криптокошельках до 10 трлн рублей. Официальные оценки криптовалютных потерь россиян не проводились.

Пока граждане РФ накапливают криптовалюту, власти также смягчают свое отношение к ней. Если зимой власти всерьез обсуждали как ограничить оборот криптовалют, то теперь — как использовать этот рынок для организации расчетов.

Так, вице-премьер Денис Мантуров предположил, что криптовалюта рано или поздно будут легализована в РФ как платежное средство. У депутатов появились идеи создания российской криптобиржи на базе Мосбиржи. А замминистра финансов Алексей Моисеев заявил, что ЦБ и Минфин пришли к пониманию, что в трансграничных экспортно-импортных расчетах без криптовалюты не обойтись.

Financial Times Kazakhstan

Похожие записи

Оставить комментарий