Экономика 

Банки массово отказывают россиянам в переводе денег с валютных счетов — Financial Times

Все крупнейшие банки России ограничили, либо вовсе прекратили валютные переводы внутри страны. разбирался, где они еще доступны населению

Фото: Инна Алдошина

Валюта становится для россиян по-настоящему токсичным активом. Редакция совместно с аналитиками Frank RG опросила 20 крупнейших банков по объему денег на счетах населения. И в 12 банках из 20 переводы в валюте внутри страны либо невозможны, либо ограничены. (см. список банков и конкретные условия в таблице)

Из 20 опрошенных банков опцию валютного перевода в другой российский банк для граждан убрали семь игроков, в двух банках предупреждают о возможных трудностях, а еще в трех в итоге просят конвертировать валюту в рубли, что лишает валютный перевод всякого смысла и делает его дороже за счет разницы курсов.

Сделать безналичный перевод в валюте без конвертации в другой российский банк сейчас невозможно, если счет находится в:

  • ВТБ,
  • Газпромбанке,
  • Альфа-банке,
  • РСХБ,
  • Промсвязьбанке,
  • МКБ,
  • Совкомбанке,
  • Юникредитбанке,
  • Ситибанке.

О сложностях с валютными переводами говорят в колл-центре «Сбера» и РНКБ. Причем пресс-служба РНКБ указала, что банк не проводит валютные переводы с 2014 года.

Колл-центры банков настойчиво рекомендуют делать перевод через конвертацию в рубли, однако у большинства банков от нее можно отказаться. Исключение — Юникредитбанк и Ситибанк, которые декларируют, что валютные переводы без конвертации в рубли невозможны. В Росбанке без конвертации невозможны переводы в евро.

В поддержке Тинькофф-банка указали, что ограничения на валютные переводы сводятся к тому, что сумма начинается от $20 тысяч, и перевести эти деньги нельзя в банки из санкционного списка: ВТБ, РСХБ, «ФК Открытие» и РГС-банк, Новикомбанк, Совкомбанк, Промсвязьбанк, «Россия», Альфа-банк, «Сетелем» и Вьетнамско-Российский совместный банк. Похожий список нерекомендованных банков есть у Юникредитбанка. В «Уралсибе» и «Банке Санкт-Петербург» переводы возможно делать только себе или родственникам при документальном подтверждении.

Объяснить, что именно произошло сейчас и почему банки массово отказываются от проведения переводов в валюте, их сотрудники не могут. В колл-центре ВТБ сказали, что решение принято «в связи со сложившейся ситуацией», однако объяснить ее суть не смогли. Сотрудник Альфа-банка лишь констатировал, что с валютами наблюдаются проблемы.

Запрета на хождение доллара, евро или других валют в России не будет, говорила на прошлой неделе председатель ЦБ Эльвира Набиуллина, выступая на сессии ПМЭФ «Российская экономика: современные вызовы и точки опоры». Она также исключила конфискацию валютных вкладов.

«Мы понимаем, что банки пытаются снизить риски, связанные с валютизацией их балансов. И понимая риски, связанные с наличием валютных активов, безусловно, они хотят снижать и валютные пассивы и применять комиссии. Но здесь очень важно, чтобы эта политика, которую банки могут проводить в этих условиях, не нарушала права держателей этих счетов, чтобы это было предсказуемо, заранее прописано, чтобы в рамках договоров».

председатель ЦБ Эльвира Набиуллина

В пресс-службе ЦБ не ответили на запрос , касающийся валютных переводов. Однако до сих пор на безналичные валюты внутри страны регулятор ограничений не вводил. Они касались лишь операций с наличными и трансграничных переводов.

В начале марта ЦБ ввел временный порядок снятия наличной валюты со счетов и установил лимиты на переводы за рубеж. С валютных счетов и вкладов граждане могут снять лишь $10 тысяч в валюте, если вклад или счет был открыт до 9 марта 2022 года. Превышение этой суммы или средства, зачисленные после 9 марта, можно получить наличными только в рублях. Переводы за рубеж ограничены суммой $150 тысяч в течение календарного месяца.

В конце мая — начале июня российские банки стали вводить комиссии за ведение валютных счетов. Некоторые прекратили прием вкладов в долларах евро и других европейских валютах. Позднее ЦБ предупредил банки о недопустимости изменения условий в одностороннем порядке по договорам вклада.

Однако рано или поздно необходимость платить за хранение валюты станет для россиян реальностью. На такие меры в 2023 году может пойти крупнейший банк страны — Сбер, говорил недавно его президент Герман Греф.

ждет комментариев от опрошенных банков.

При участии Алины Разумовой

Financial Times Kazakhstan

Похожие записи

Оставить комментарий