Экономика 

Почему в Казахстане появились ожидания по обесценению тенге — Financial Times

Елена Бахмутова

Kursiv.media

В Казахстане есть ожидания по дальнейшему обесценению тенге. Задел для этого есть, поскольку нет положительной ставки с точки зрения депозитов. Об этом рассказала председатель совета Ассоциации финансистов Казахстана Елена Бахмутова в ходе круглого стола, организованного Kursiv.media, посвященного вопросам макроэкономического регулирования и кредитно-денежной политики.

Отметим, что 29 июля КФГД сохранил ставки по сберегательным вкладам на сентябрь. С ними можно ознакомиться по ссылке. Это произошло после того, как Нацбанк в четвертый раз за год повысил базовую ставку до уровня 14,5% годовых.

По словам Бахмутовой, впервые за долгие годы за первое полугодие 2022 года профицит текущего счета сложился в $6,6 млрд.

«По идее у нас должно быть укрепление обменного курса. По факту мы видим снижение», – сказала она.

Председатель совета АФК заявила, что за период начиная с конца прошлого года и до 1 июня произошло снижение валютных активов Нацфонда. На 1 января они были $55,3 млрд, на текущий период – $53,1 млрд. Также произошло снижение золотовалютных резервов. На 1 января они были $34,4 млрд тенге, сейчас – $32,8 млрд. Понятно, что есть курсовая разница, переоценка золота и так далее.

«Получается, что, несмотря на улучшение торгового баланса и положительный текущий счет, у нас есть ожидание по снижению курса тенге», – сказала она.

Также Бахмутова рассказала, что около 20% торгов по курсу идут на бирже и 80% – вне биржи.

«Все, что Нацбанк продает для целей перечисления трансфертов из Нацфонда, он делает только на бирже. Если идут какие-то вливания, то он тоже делает это на бирже. Начиная с 2020 года, фактически на бирже, продавалась валюта для целей пополнения трансфертов из Нацфонда. Где-то она варьировалась от $500–700 млн. В июле опубликованы данные – это $599,2 млн. Перечислено было 288 млрд тенге. Общий объем трансфертов – 518 млрд тенге», – сказала она и отметила, что остальное было перечислено в бюджет в виде трансфертов за счет тенговых поступлений.

По ее словам, квазигоссектор продал валютную выручку всего на 543,9 млн тенге.

«А вот, наверное, и все, что мы видим в качестве продавцов валюты в Казахстане», – заявила Бахмутова.

Напомним, в 2020 году президент Касым-Жомарт Токаев поручил заинтересовать экспортеров к продаже валютной выручки. Тогда такие действия сдерживали ослабление нацвалюты.

«Несмотря на огромные суммы экспорта, валютная выручка, которая прямо влияет в том числе и на ожидания по курсу, она больше базируется на тех цифрах, которые я сказала. 80% – это внебиржевые торги. Поэтому о них можно не говорить. Но они не должны оказывать влияние на курс», – рассказала Бахмутова.

Торги на Казахстанской фондовой бирже в 2022 году открылись 5 января. Тогда один доллар на бирже стоил 426,55 тенге. За это время нацвалюта Казахстана ослабла на 12,2%, до 478,8 тенге.

Financial Times Kazakhstan

Похожие записи

Оставить комментарий