Экономика 

ЦБ против фиксированного валютного курса, видит риски для финстабильности — Financial Times

К тому же зафиксировать валютный курс сейчас технически невозможно из-за заморозки резервов регулятора

Попытка зафиксировать сейчас валютный курс может быть особенно вредной, так как российская экономика переходит к новому равновесию, считает директор департамента денежно-кредитной политики Банка России Кирилл Тремасов. «Плавающий валютный курс — это лучшая защита экономики от внешних шоков, стабилизатор экономики. Плавающий валютный курс может заметно снижать риски финансовой стабильности и предотвращать жесткие финансовые кризисы», — пояснил он позицию ЦБ, отметив, что для независимой денежно-кредитной политики страна должна иметь плавающий валютный курс, только такой режим снижает риски для финансовой стабильности.

По его словам, для экономик, имеющих большую долю сырья в структуре экспорта, уже есть механизмы, позволяющие кардинально снизить волатильность валютных курсов, и один из них – бюджетное правило.

Он привел данные, из которых следует, что в те годы, когда Россия придерживалась бюджетного правила, — с 2017 года до 2022 года, корреляция между курсом рубля и ценами на нефть заметно снизилась. В этом году бюджетное правило было приостановлено и сейчас правительство России рассматривает различные варианты восстановления бюджетного правила, напомнил Кирилл Тремасов, отметив, что ЦБ считает это правильным. «Наличие такого важного и эффективного инструмента, как бюджетное правило, повысит и макроэкономическую стабильность в целом, и безусловно снизит волатильность валютного курса», — заявил он.

Помимо «губительности» для экономики введения фиксированного валютного курса в пользу рыночного правила говорит и то, что ЦБ сейчас технически не может совершать интервенции на валютном рынке, через которые он мог бы контролировать курс рубля. «В нынешних условиях такие операции, к сожалению, невозможны. Из-за введенных санкций Банк России не может проводить операции с долларом и евро на валютном рынке», — сказал Кирилл Тремасов.

Но даже если бы у регулятора была возможность для интервенций, вряд ли бы ЦБ пошел на это, так как фиксировать курс сейчас вредно, ведь экономика находится в процессе перехода к новому равновесию и этот процесс очень масштабный. «Мы не знаем, да и никто не знает, где сейчас находится оптимальная точка, какой курс является оптимальным для экономики», — сказал директор департамента денежно-кредитной политики ЦБ. Оптимальный курс, по его словам, устанавливается только рыночным путем в режиме свободного плавания, когда эта точка определяется под влиянием интересов экспортеров, импортеров и других игроков.

Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина неоднократно заявляла, что регулятор будет придерживаться таргетирования инфляции и политики плавающего курса рубля. ЦБ с 2015 года перешел к плавающему курсу рубля и инфляционному таргетированию, отказавшись от проведения регулярных валютных интервенций, но оставив за собой право проводить их в случае возникновения угрозы для финансовой стабильности страны.

Financial Times Kazakhstan

Похожие записи

Оставить комментарий