Технология 

Небольшой морской порт имеет решающее значение для энергетического будущего Европы

Джо Харпер
Деловой репортер, Варшава

Опубликовано
Свиноуйсьце СПГ-терминал, терминал сжиженного природного газа, которым управляет польская государственная газотранспортная компания Gaz-System, изображен в Свиноуйсьце, Польша, 27 мая 2022 года.
Подпись к изображению,

Гигантские баллоны на терминале сжиженного природного газа в Свиноуйсьце, которым управляет польская государственная газотранспортная компания Gaz-System.

«Это поставило нас на линию огня», — говорит Юзеф, 60-летний таксист из варшувского района Свиноуйсьце.

В его прибрежном городке находится крупнейший в Польше терминал сжиженного природного газа (СПГ), который некоторые называют лучшим способом достижения энергетической независимости страны.

Хотя местные жители, такие как Юзеф, опасаются, что это может сделать его мишенью для непредсказуемого российского президента Владимира Путина.

До этого года Россия поставляла 40% природного газа в Европейский Союз, но после кровавого вторжения на Украину в феврале все в этой части Европы нервничают по поводу поставок из России.

Угрозу трудно представить, так как мы петляем по узким дорогам через сосновый лес, идущий вдоль пляжа. Солнечные лучи блестят на промышленном оборудовании, припаркованном по пути к терминалу.

Но Польша делает большие ставки на этот сонный порт на северо-западе Балтийского моря, чтобы выручить его от катастрофического энергетического кризиса.

Терминал Леха Качиньского является неотъемлемой частью замены потерянного российского газа после того, как «Газпром» прекратил поставки в Польшу в апреле.

Европейские цены на газ выросли в июне. Германия на один шаг приблизилась к нормированию газа для потребителей и Италия присоединилась к множеству европейских стран сообщает о дальнейшем сокращении поставок из России.

Тем временем на терминале Качиньски рабочие заняты закладкой фундамента для бетонной шахты, которая свяжет третий цилиндр с разгрузочными причалами примерно в полукилометре от побережья.

СПГ прибывает к причалам на танкерах со всего мира – в основном из Катара и США, но также и из Норвегии, а иногда и из таких дальних стран, как Нигерия или Тринидад и Тобаго.

На вопрос, идет ли проект по плану, украинский рабочий улыбается и весело отвечает: «Даже больше, чем по плану».

Строительство терминала, введенного в эксплуатацию в 2016 году, обошлось в 3,5 миллиарда злотых (625 миллионов фунтов стерлингов). В настоящее время он получает и регазифицирует около 23% годовой потребности Польши в 21 млрд кубометров газа.

После завершения работ по расширению к концу 2023 года этот показатель увеличится до 7,5 млрд кубометров в год, а в отчетах предполагается, что после этого он может увеличиться до 10 млрд кубометров.

Как и остальная Европа, Польша отказывается от угольных электростанций, но внутреннее потребление газа быстро растет, вероятно, до 30 миллиардов кубометров в год, что примерно эквивалентно отоплению девяти миллионов домов.

Проезжая через терминал, мы проезжаем немецкие бункеры времен Второй мировой войны, заросшие бурьяном за забором из колючей проволоки. «Немцы строят свой собственный терминал за границей, недалеко отсюда. Но мы их опередим», — говорит Юзеф.

Свиноуйсьце гораздо ближе к Берлину, чем Варшава — всего в 56 милях (90 км) от столицы Германии по сравнению с 350 милями (560 км) от польской столицы. В северной Германии около Вильгельмсхафена также только что началось строительство давно запланированного СПГ-терминала, а рядом с Гамбургом планируется построить еще два.

Что же касается роста окружающей польской экономики, местные жители настроены оптимистично. Многие рабочие места на терминале СПГ находятся не так далеко, для местных жителей — в фирмах, нанимающих специалистов из других частей Польши и из-за рубежа.

Александра Возняк, администратор современного отеля Nowe Millenium, расположенного рядом с местом строительства нового автодорожного туннеля, говорит мне, что ее счета за электроэнергию на 70% выше, чем до войны.

«Это сумасшествие, хотя, может быть, этот терминал поможет», — пожимает она плечами. Г-жа Возняк вернулась в этот район после 17 лет жизни в Девоне, где она работала в TK Maxx.

«Мы вернулись в Польшу, чтобы быть рядом с семьей, но тут же был Ковид, потом умерла моя свекровь, а теперь война». Ее муж, шеф-повар, и их четверо детей — все они родились в Эксетере — хотят вернуться «домой» в Великобританию, добавляет она.

«Старое Свиноуйсьце исчезает. Это строительная площадка. Некоторые пожилые местные жители возмущены изменениями — потерей ощущения маленького городка, туристического колорита. Но это прогресс», — улыбается она.

На данный момент туризм по-прежнему кажется хорошим источником дохода: в городе проживает около 30 000 человек, но летом он может принять около 300 000 туристов.

Оскар Янчарек, продавец спортивного магазина, никогда не посещал терминал. «Однако почему-то многие туристы приезжают посмотреть на него. А чем больше туристов, тем лучше для бизнеса».

Когда приходят его клиенты, он без промедления переключается с английского на польский, а затем на немецкий. Оскар говорит, что счета за электроэнергию и другие цены резко выросли за последние несколько месяцев, а война «заставила нас еще больше осознать, насколько изменчивы границы».

Его коллега, Надя, молодая украинка, также работающая в Eurosport, соглашается, недавно приехала из своего родного Львова на западе Украины.

Польша работает над интерконнекторами с Литвой, Украиной, Словакией и Чешской Республикой, чтобы иметь возможность поставлять избыточные объемы газа на соседние рынки — в попытке создать региональный газовый узел.

Это часть стратегии по переориентации газового рынка Центральной Европы путем создания газовых маршрутов север-юг взамен существующих маршрутов восток-запад.

«Польша должна будет сыграть решающую роль как в усилиях ЕС по поэтапному отказу от импорта российского газа, так и в достижении более долгосрочной цели по нулевым выбросам парниковых газов», — говорит Хеннинг Глойстейн, директор по энергетике, климату и ресурсам Eurasia Group. .

«Ближайшим приоритетом является замена почти 10 миллиардов кубометров газа, которые Польша раньше получала из России. В основном это произойдет с запуском «Балтийской трубы», запуск которой запланирован на конец этого года», — добавляет он.

«Сочетание [this] импорт трубопроводов и СПГ повышает безопасность поставок. В долгосрочной перспективе Польше придется сделать еще больше с точки зрения новых энергетических ресурсов, поскольку страна должна сократить свою сильную зависимость от угля… если у нее есть шанс достичь своих целей к 2050 году», — говорит Глойстейн.

Словакия, которая почти полностью зависит от российского газа, и Чехия пообещали поддержать терминал. Правительство последнего даже заявило, что инвестирует в расширение газового терминала в Свиноуйсьце.

Между тем, как сообщается, американская компания LNGE предложила финансирование строительства нового газового интерконнектора между Польшей и Украиной.

«Германия сделала ставку на российский газ, и теперь ей нужно бороться, чтобы иметь возможность поставлять достаточно газа на свой рынок сегодня и в будущем, не зная, может ли она/должна ли рассчитывать на российский газ. выход потребует больше газа в ближайшие годы, чтобы выйти на рынок», — говорит Анна Микульска из Центра энергетических исследований Института государственной политики Бейкера Университета Райса, которая считает, что эти сдвиги изменят статус Польши в Центральной Европе.

«Потенциальные планы Германии стать газовым узлом для Центральной и Восточной Европы больше нереалистичны», — добавляет она. «Польша, с другой стороны, находится на правильном пути с перспективой того, что ей может понадобиться помощь своим западным соседям, Германии или даже дальше».

В марте правительство Польши предоставило оператору терминала в Свиноуйсьце еще 3 миллиарда злотых (540 миллионов фунтов стерлингов).

И хотя терминал стал частью списка проектов, представляющих общий интерес ЕС на 2022 год, что свидетельствует о приверженности блока поддержке проекта, не все в этом уверены.

По словам Альбрехта Ротахера, автора книги «Путономика» и бывшего немецкого дипломата ЕС, разговоры о том, что Польша станет газовым центром региона, преувеличены.

«Поставки из Свинемюнде (Свиноуйсьце) были бы просто каплей в море», — говорит он. «Боюсь, несмотря на добрые намерения, к сожалению, [it] слишком мало, слишком поздно».

Источник

Похожие записи

Оставить комментарий